fbpx

Барабан Уду — нигерийский барабан

Хранитель истории

УДУ

«Udu» с языка народов Игбо переводится, как «посуда из глины» и «мир»

Уду - традиционный африканский инструмент, глиняный барабан с двумя отверстиями

Уду — традиционный африканский инструмент, глиняный барабан с двумя отверстиями.

Люди играли на нем с незапамятных времен.  Во время раскопок в Абиссинии археологи обнаружили осколки  уду, которым, по мнению ученых, около двух тысяч лет. История его возникновения очень интересна и проста. Находчивый гончар нигерийского народа Игбо лепил из глины очередной кувшин, решил пошутить и проделал в его стенке небольшое отверстие. А после обжига, сам того не подозревая, получил из самой обычной кухонной утвари прекрасный музыкальный инструмент.

«Udu» с языка народов Игбо переводится, как «посуда из глины» и «мир», и это очень символично.

Как играть на УДУ

В Африке на барабане играли в основном, женщины. Нигерийки использовали уду во время своих традиционных церемоний и танцев, называя его «голосом земли» за необычный природный звук, издаваемый инструментом.

Людям  казалось, что они слышат «голоса предков», таким глубоким и магическим был звук этого барабана. Именно поэтому  его использовали в культовых и религиозных церемониях.

Играют на уду двумя руками, постукивая ладонями и пальцами по керамической поверхности, по очереди закрывая отверстия руками.

Инструмент выглядит  просто, но количество звуков, которые можно из него извлечь, очень велико. Можно варьировать тип удара для получения различных тональных измерений, можно наполнить уду водой и придать звучанию  барабана загадочный магический оттенок.

Переменная толщина глиняной стенки позволяет извлекать пальцами звуки различной частоты. Уду может производить как низкие и гулкие, басовые ноты, так и более яркие высокие звуки. 

Большую часть своей истории народы Игбо жили разобщенными группами, поэтому общих традиций и приёмов  игры на уду у них не сохранилось. Поэтому в мире нет единой общепризнанной традиционной школы игры на уду, как нет и единого общего названия. Название инструмента зависит от региона и от целей, для которых используется барабан. 

У всех нигерийских музыкантов есть одна  общая  манера игры — это удары ладонями по боковой поверхности инструмента, попеременно  закрывая и открывая горловину барабана свободной рукой.

КАК ЗВУЧИТ

Поле для импровизаций велико, именно поэтому инструмент так интересен музыкантам — экспериментаторам, а сам процесс игры превращается в интересное и увлекательное занятие.

Барабаны Уду сочетают в себе уникальное «глубинное» звучание и теплую, «земляную» вибрацию, создавая палитру глубоких и высоких обволакивающих тонов. Уду, красивый на вид, приятный на ощупь, умиротворяющий на слух, прекрасно подходит для медитаций, несет мир и гармонию в души людей.

ИЗ ЧЕГО И КАК СДЕЛАН

В настоящее время многие мастера делают  глиняный барабан на гончарном круге. А в Нигерии используют традиционный способ лепки, полностью ручной, без применения станков и сложных приспособлений. Весь процесс изготовления, включающий в себя формирование инструмента, сушку и обжиг, длится примерно 30 дней.

Мы называем этот барабан «уду» благодаря нью-йоркскому художнику Френку Джорджини. Он первый изучил и освоил традиционную нигерийскую керамическую технику. В 1974 году вместе с перкуссионистом Джейми Хаддад разработал современный барабан уду.

А для названия, недолго думая, выбрал самый простой общеизвестный вариант и зарегистрировал его под своей торговой маркой.

Барабаны Джорджини настолько хороши, что стали популярными и у музыкантов,  и у коллекционеров художественной керамики.  В постоянной экспозиции Метрополитен — музея в Нью -Йорке находятся два его барабана  ручной работы.

Глина остается самым любимым материалом для изготовления уду, несмотря на появление барабанов из стеклопластика и дерева.

Возможности глиняных уду зависят  не только от материала, технологии производства, но и самое главное, от личности мастера. У всех профессионалов есть свои рецепты  состава глины, секреты её текстурирования, способы сушки, обжига, полировки и глазурования, которые позволяют  создавать инструменты с самыми разнообразными оттенками звучания и возможностями.

Каждый инструмент изготавливается вручную, оригинальность и неповторимость — вот самое главное их преимущество.

В коллекции музея