Немецкий органный мастер Фридрих Бушман, в начале XIX века, использовал принцип звукоизвлечения шэна для создания механизма, помогавшего в настройке инструментов, именно он впоследствии и стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.
В России гармоника появилась во второй четверти XIX века, изначально инструмент привозили из Европы.
Баян имеет редкую способность имитировать различные тембры. В связи с этим способен звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Не зря его называют маленьким оркестром.
Баян пользуется огромной популярностью, ведь ему подвластно исполнить как простые народные мотивы, так и известные произведения классической музыки.
Баян можно назвать одним из самых доработанных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.
Несомненно, инструмент, который открывает столько возможностей, не может быть обделён вниманием. Насыщенность звучания, выразительность и мелодичность дополняется тончайшей шлифовкой, которая придаёт тембру особые краски.
Всё это позволяет баянистам исполнить, как романтические произведения, так и драматически окрашенные.
В голосовых планках происходит колебание язычков, под действием воздуха, который создает меховая камера, так появляется звук.
Наличие регистров придаёт разнообразную тембральную палитру звука — от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.
Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой.